Фрагмент сатсанга с мастером Ситой. О дружбе, дружественности и одиночестве

Тихо звучит музыка, Marimba Plus, пьеса Иерусалим…
Сита улыбаясь: Появились вопросы?
Девочка лет десяти: Меня в школе никто не понимает. Дома у меня есть мама и папа. А друзей в школе нет. Я хочу иметь друзей в школе, хочу иметь поддержку и понимание.
Я говорю им хорошие слова, и как меня учила мама — не реагирую, когда они меня обзывают. Я стараюсь делать им приятное. На улице у меня есть друзья, а в школе нет. Я одинока в школе.
Сита: Друзей не ищут, Настя…
Настя: А что делать?
Сита: Не искать.
У меня в жизни было много друзей, но я этого не искал никогда. И вообще не был озабочен этим вопросом. У меня не было задачи – делать им что-то приятное, просто жил и все… Когда ты озабочен чем-то: приобрести друзей, денег, просветление, чем угодно… эта озабоченность делает тебя напряженным, и ничто не может войти в твою жизнь. Ты не можешь принять жизнь, принять друзей… ты их фактически своим поиском отталкиваешь…
Настя: Я хорошо разговариваю с ними, не обижаю их, когда они обзываются. Ты же умный, разумный человек…
С: это тебе тоже мама сказала?(смеется)
Н: Нет, я сама это знаю. Сита, подскажи мне…
С: Когда у человека есть какая-либо задача, неважно какая, у него появляется тактика – как получить это. Возникает манера поведения, реакции — как ты говоришь, как ведешь себя. Вот ты говоришь, что тебя обзывают, а ты не реагируешь, может быть, ты была бы более живой, более интересной, если бы реагировала.. тогда ты бы притягивала к себе. Искусственное поведение никогда не притягивает.
Это не совет…просто в жизни всегда так…человек тактики, человек искусственный и надуманный только отталкивает…иногда лучше ответить…
Настя: На улице есть друзья, а в школе ничего не получается…
Кто-то из гостей: Девочка, лучше иметь несколько настоящих друзей, чем с десяток ненастоящих
С: Вот видишь, тут тебе предлагают еще одну тактику, слушай…(смеется)
Будь собой, как ты есть. Как происходит с тобой, так и живи…
Тебе скучно жить? Быть такой, какая есть? Тебе скучно в школе быть просто такой, какая ты есть?
Настя: Да. Там нет человека, который не предаст, не обманет…
С: Так бывает…
Не всегда везет иметь друзей, не всегда везет иметь любимую работу… не каждому везет вот так в жизни. Некоторым нравится учиться, некоторым — нет. Некоторые одиноки в школе, а у кого-то полкласса друзей. Кто-то хорошо учится, а кто-то плохо…
Это нормально. Все не может быть так, как ты хочешь. И по одному трафарету мы не можем все выстраивать: вот у вас дома дружеская атмосфера, на улице такая же атмосфера, давайте её и в школу теперь перенесем… так в жизни не получается. Мы можем переехать в другой город, в другой район – и тогда и на улице не будет друзей…
Это случается, Настя.. дружба случается.. Она может случиться, а может — нет. Друзья случаются. Неожиданно, не потому что ты их ищешь или хочешь организовать дружбу. Так же как и любовь, так же как и хорошее настроение… Ты можешь все сделать для этого, но случится это или нет — неизвестно.
Настя: Дома и на улице у меня есть друзья, а в школе это не получается…Я разговариваю с ними, делаю добрые дела, но… Что смешного мама? Что ты смеешься? Мне — не смешно…
Кто-то из гостей: У меня тоже так в детстве было…
Сита: И у тебя не было друзей?
Гость: Да, у меня не было друзей в школе.

Некоторое время все просто сидели в тишине…

С: Попытка иметь что-то постоянное — это и есть то, что называют Эго. Постоянные отношения, постоянное комфортное или счастливое настроение, постоянный доход, что-то постоянное..
Попытка создавать видимость вот этого самого постоянства – это то, что называют Эго.
У: А потом это эго боится потерять постоянство…
С: Происходит ряд случайностей, которые человек называет дружбой. Тебе сегодня и завтра по пути с этим человеком, или может быть вас вместе попросили что-то сделать, то есть, некоторые попутные действия человек называет дружбой, называет другого человека другом, и пытается сделать из этого что-то застывшее… потом предъявляет претензии, что друг завтра не идет этим же путем. Тут начинаются обиды. Так же и в семейной жизни…
Попытка сделать что-то постоянным — это Эго.
У: А что для тебя дружба?
С: Наверное, дружественность — момент, когда случается взаимопонимание.
У: То есть, она имеет начало и имеет конец?
С: Сложно сказать «имеет начало или конец». Если смотреть фрагментарно, тогда можно так сказать.
Ручей несет два листка, если на каком-то моменте они сближаются, то можно назвать это началом. Когда они отдаляются друг от друга – то можно назвать это концом. Тогда это будут какие-то взаимоотношения — начало дружбы и конец дружбы…(смеется)
У: А потом опять сближаются…
С: А потом они вновь сближаются, и тогда могут сказать: «вот, я был какое-то время обижен, а потом простил и дружба продолжилась…»
Если никак это не обозначать — это гораздо проще.
У: Просто отношения?
С: Даже это было бы лишним, но можно и так назвать. Как-то все равно приходится называть…Вопрос в том, как ты к этому относишься эмоционально. Есть ли желание задержать встречу, которая случилась? Есть ли желание удержать ощущение близости, когда случается расхождение? Это ощущение близости, когда тебе было приятно, когда ты был наполнен…
У: Удержать невозможно?
С: Можно делать попытки удержать, но и это не зависит от тебя…
Молодость удержать – не зависит от тебя. Мы делаем эти попытки – пластические операции, процедуры, еще что-то… но все равно – её не удержать. И дружбу не удержать. Люди просто-напросто будут уставать друг от друга. Даже если они и подходят друг другу, они могут уставать, и им может хотеться чего-то нового.
Не хватает двум людям во взаимоотношениях чего-то свежего. И если их дружественность или их дружба, в этот момент была полной – они понимают друг друга. Это позволяет им в момент расхождения не чувствовать страдания.
У: С другой стороны, если отношения, дружба, любовь естественны…будет ли расхождение?
С: Рассуждая философски… но когда касается жизни, если это касается отношений с противоположным полом…
У: Это не философские рассуждения. У меня есть два друга, с которыми мы на протяжении двух десятилетий вместе, даже если мы встречаемся раз в полгода…и у меня нет ощущения, что дружба может закончиться…
С: Детская дружба больше похожа на отношения семейные, это очень близко и постоянно вместе, будто люди срастаются.
А сейчас мы с другом можем созвониться раз в год, раз в три года встретиться, но в детстве это не так: в детстве это попытки быть одним целым — просто радость от этого, просто радостно двум, трем, четырем людям быть вместе, и все. Радость не всегда выражается как смех, просто приятно быть…
У: А если любой человек стремиться быть радостным с другим, это дружба?
С: Это скорее дружественность. Я сейчас совсем не могу определить — друг или не друг. Другой вопрос, что мы ищем в друге. Как Настя сказала: понимание, признание…
Другом мы считаем того, кто воспринимает нашу позицию, кто разделяет наше мнение – вот того мы обычно готовы назвать другом. Скорее всего, человек именно того будет считать другом, кто готов обсудить тему, интересующую тебя.
У: То есть, любой человек, который готов потакать тебе – это друг?
С: Здесь речь не идет о потакании: другу всегда интересно, что происходит в твоей жизни, тебе интересно, что в его жизни.
У: Искренне это может быть интересно?
С: Понятие «искренности» здесь относительное.
У: очень часто люди находятся вместе и называют это дружбой, или любовью, но на самом деле, они потакают этим отношениям — поэтому считаются друзьями. Откуда возникает это желание потакать? Например: тебе не нравится, что твой друг встречается с какой-то девушкой. Мне она в действительности не нравится, я знаю, что она легкого поведения, но если я ему скажу об этом, друг обидится и перестанет считать меня другом. Зачем людям такие отношения, если по большей части они построены ни на чем?
С: Если друг на тебя не обиделся, он рядом с тобой, если он признает тебя, если ты не обижаешь его своими словами…
Взаимное понимание в детстве, позже часто превращается во взаимное «якобы понимание». Таким образом, «ты не одинок», как в начале сказала Настя. Тут желание избежать одиночества. Дома она встречает заботу мамы: маме не все равно как она учится, как она одевается, как она себя чувствует. А в школе этого нет. И она ощущает свое существо, то, что есть по природе. Одиночество.
У: У меня есть предложение перейти от вопросов дружбы к вопросам о любви….